«чем это у вас туфли так заляпаны? - заставит почти любого посмотреть вниз».
В.В. Лялько (трактат о женской самообороне)
Информационная маскировка атаки весьма похожа на информационную защиту. Суть та же, обмануть врага словами. Кроме того, часто маскировка вытекает из защиты. Вроде только разговариваешь, а уже и биться надо. Знатоки уличного и рукопашного боя выделяют несколько способов информационной маскировки своих действий:
«1-демонстрация благожелательности и мирных намерений:
главная цель - усыпить бдительность противника, выиграть время и занять позицию, удобную для атаки.
основные средства:
- мимика (улыбка, выражение полного безразличия, удивленное выражение лица и т.п.)
-голос («вы, наверное, ошиблись?») или комбинация обоих.
2-привлечение внимание к обьекту, находящемуся (хотя объект может быть и мнимый) в стороне или сзади от противника:
главная цель - заставить противника переключить внимание и выиграть время для проведения приема.
основные средства:
- голос (обращение к человеку, якобы стоящему сзади от противника; возглас удивления, якобы при виде чего-то, о чем не знает противник),
-мимика и движение головы или глаз (демонстрация удивления при виде того, что якобы происходит сбоку или сзади противника) или комбинация обоих.
3-ложное привлечение внимание к себе:
главная цель - заставить противника занять положение, удобное для вашей атаки.
основные средства:
- голос (шепот, если надо заставить противника наклониться или приблизиться)
-обманные движения рук и ног, отвлекающие внимания от приема,
-подручные средства (песок, различные ослепляющие смеси для временного выведения противника из строя и т.д.)».
С.А. Селиверстов (самбо)
Кроме того, хотелось бы поговорить о концентрированном и акцентированном выдохе «кихап» («киай»). Сам по себе:
«громкий крик может заставить соперника дернуться».
Чой Хон Хи (энциклопедия таеквондо)
Но,
«боевое "киай» («кихап») состоит не в том, чтобы» рыкнуть, сколько есть силы в легких", а в умении выразить в этом звуке заряд эмоций - инфрмации грозной, устрашающей, говорящей о решимости и силе мастера.
А. Тарас (боевые и спортивные единоборства 1)
И, к тому же:
«атакующий крик "кихап» также имеет физиологическую подоплеку. Помимо того, что он служит для деморализации противника, во время этого крика напрягаются мышцы нижнего отдела брюшного пресса, что предотвращает от травм в случае неожиданной контратаки. Сопровождающий крик "хая» полный выдох воздуха вызывает прилив в легкие дополнительного объема свежего воздуха, улучшает дыхание воздуха, улучшает дыхание и увеличивает жизненный объем легких.
Чой Хон Хи (энциклопедия таеквондо)
Еще можно сказать, что
«существенным аспектом развития "ки" является "киай» (буквально - «сосредоточение энергии"), под которым обычно понимается громкий, агрессивный выкрик. Существует много причин, по которым следует освоить хороший "киай". Практически, по жизни, этот вопль может привлечь внимание окружающих к ситуации, в которую вы попали. Далее, он должен испугать вашего противника. Ну и главное то, что хороший "киай" дает возможность (в тех случаях, когда это диктуется ситуацией) полностью высвободить свою «ки", чтобы контролировать "ки «нападающего».
Дон Миллер (искусство дзю-дзюцу)
И, главное
«в таеквондо одним из стимуляторов правильного дыхания является крик. Во время выполнения технических действий крик одновременно выполняет три функции: устрашающая (теряющая свою значимость с приобретением спаррингового опыта), напрягающая (при выполнении приема из организма удаляется лишний воздух, увеличивается плотность мышечного каркаса вокруг ребер за счет уменьшения объема грудной клетки при выдохе, а, следовательно, становится гораздо труднее «пробить» бойца), третья и наиболее существенная - правильная регуляция дыхания».
Из Интернет-рассылки
Сам по себе «кихап» формируется внизу живота (это как у певцов, если звук произноситься горлом, то мощи - нет, если животом, то голос, как труба, звонкий и громкий (см. дыхание)).
«Звук зарождается глубоко внутри "хара", пролетает транзитом через грудь и вырывается из горла на простор. Слегка задев голосовые связки. При этом он никак (или в очень малой степени) не формируется при помощи языка и губ. Если кто-то «произносит» выкрик ртом, будто какое-нибудь слово, то нечего и грезить о присутствии «киай". Более того - в нужный момент времени "кэнсэй"
должен вылетать почти неосознанно, бесконтрольно, словно бешеный дракон из пещеры. Только тогда это будет настоящий нутряной крик, повергающий неприятеля наземь, как быка на бойне. При этом весь живот изрядно напрягается, но грудная клетка, шея, плечи и горло обязаны быть расслабленными».
Валерий Хорев (круги на воде. Кобудо в современной жизни)
|