Итак, начнем сначала, с базовой техники, с базовых движений…
Базовая техника-это основа всего в боевых искусствах. Это, все те основные удары, броски, перемещения и т.п., то, что определяет данный стиль. Т.е.- это тот алфавит, из которого сочиняются слова и предложения (по Э.Паркеру), это те ноты, из которых и сочиняются симфонии. Выучив эти приемы можно начинать придумывать самому свои, а это и есть одна из главных задач изучения приемов. Т.е.- научиться импровизировать. Как это сделать? У музыкантов есть хорошая поговорка: «лучшая импровизация, эта та, которая подготовлена дома». Вообще, как справедливо замечено кем-то, изучение боевых искусства очень похоже на обучение музыке. Хотя, еще Миямото Мусаси заметил, что, познав одно дело, познаешь и еще десять. Итак,
- сначала необходимо выучить основные приемы и научиться их использовать;
- затем, выполнять начало из одного приема, а концовку из другого;
- после чего,научиться придумывать начало(концовку),а концовку(начало) брать из какого-то приема;
- потом, учиться сочинять приемы на основе изученных;
После отработки этих принципов и приходит «импровизационность" (это еще не импровизация, но уже где-то рядом). Так, что!!! Отработка базовой техники с различными вариантами, является одним из самых важных упражнений в тренировках.
«ключ к мастерству в каждодневной работе над тем, без чего нельзя обойтись ни мастеру, ни ученику (т.е. в шлифовке базовой техники)»
А.Попов (кулак семьи Хун)
«стоит сэкономить время, которое вы собираетесь потратить на разучивание комбинаций и посвятить его базовым движениям»
Ю.Ю.Сенчуков (да-цзе-шу-искусство пересечения боя)
«в бою нет времени выбирать, что именно вам предстоит делать, некогда думать»
Ю.Ю.Сенчуков (да-цзе-шу-искусство пересечения боя)
Благодаря этим базовым движениям человек и достигает того уровня, когда:
«любой человек обладает физическими возможностями, достаточными для того, чтобы в течение двух-трех секунд убить другого, даже килограммов в этак на 20-30 тяжелее»
Ю.Ю.Сенчуков (да-цзе-шу-искусство пересечения боя)
Но с ударами (приемами), нужно не просто ознакомиться. Их нужно довести до такого уровня, чтобы при вашем попадании в противника ответа не последовало.
«тренируйся так, чтобы ты мог принять каждый удар; бей так, чтобы ответа не последовало»
Гоген Ямагути
А для того,
«чтобы техника стала боевой, нужно ее наполнить психологически, обеспечить чем-то. Что делает ее грозным оружием, а не сотрясанием воздуха в прямом и переносном смысле».
Д.Медведев (стадии обучения боевому искусству)
Кроме того, для удачных «боевых действий» необходима какая-то минимальная физическая форма. Как ее улучшить каждый выбирает для себя сам. Кто-то поднимает «железо», кто-то прыгает на скакалке, кто-то бегает - не так важно, каждый человек отличается от другого. Главное в другом:
«…быть в состоянии продолжить бой в высоком темпе не 3,а 10 минут... вы должны добиться того, чтобы без отдыха действовать, таким образом, не менее 10 минут».
А.Тарас (боевая машина)
Тот, кто, когда-нибудь дрался (неважно в ринге или на улице), знает как быстро «выдыхаешься» в бою, поэтому физическая форма очень и очень важна…….
Ко всему уже вышеизложенному можно добавить только старую вьетнамскую притчу:
«Один юноша был прямо-таки помешан на изучении упражнений. Не было учителя, которого он не замучил бы своими расспросами, не было приема, который бы он не отрабатывал. И вот, после многих лет занятий он решил, что постиг все существующие приемы и отправился странствовать, чтобы найти равного себе и померяться с ним силами. Забрел он как-то в лес и увидел старика, который, не замечая ничего вокруг, наносил удары кулаком по дереву-то быстро, то медленно, то сильно, то слабо. И так все время без перерывов, без устали. Удивившись, юноша подошел к старцу.
-Дедушка, чем это вы занимаетесь?
Не прекращая своего дела и даже не обернувшись, старик спокойно ответил:
-Отрабатываю удары, сынок.
Обрадовавшись, будто он напал на клад, юноша подошел поближе и торжественно произнес:
-Остановись, дедушка! Испробуйте лучше на мне свое искусство!
-Можно. Не будем терять слов!
И вот два бойца стали друг напротив друга. Первый стоял прямо и твердо, как дуб, второй же легко передвигался, проделывая сложные красивые движения.
-Держись! - крикнул вдруг старик и с быстротой молнии нанес молодому удар в грудь, от которого тот свалился на землю. Считая, что поединок закончен, старик повернулся к дереву и продолжал молча бить по стволу, словно бы ничего не произошло. Юноша пришел в себя, поправил одежду и почтительно обратился к старику:
-Скажите, каким приемом вы меня свалили?
-Какой там прием! Отрабатывай лучше удар, он должен быть быстрым и сильным. Ударишь быстро - попадешь в цель, ударишь сильно - собьешь с ног».
Валерий Хорев (Круги на воде. Кобудо в современной жизни)
Смысл всего вышесказанного сводится к тому, что многолетняя отработка простых движений часто оказывается эффективнее секретных техник.
|